В период со 2 по 8 ноября в городе Фленсбург (Германия) прошел семинар «Возможности преподавания немецкого языка в современной образовательной системе от детских садов до вузов». В семинаре приняли участие преподаватели немецкого языка образовательных учреждений всех ступеней — от детских садов до вузов из разных регионов нашей страны, представители МСНК, BiZ, GoetheInstitut и администрации Омска. Также участницей семинара стала Дарья Шмидт, специалист по языковой работе ООНМ «Феникс-XXI Век», преподаватель курсов при ЦНК города Балаково.

 

Программа семинара была очень насыщенной. С самого первого дня участники разделились на несколько групп, каждая из которых затем работала согласно своей программе. 

Наша группа отправилась в один из частных детских садов сети Adelby 1 — детский сад Sol-Lie.

Детский сад находится в здании бывшей датской усадьбы. Интерьер, конечно, уже совсем иной, но прекрасно приспособлен под работу с детьми и совершенно не портит всей прелести усадьбы.

Нам было продемонстрировано оснащение групп в садике, мы узнали много интересного о распорядке дня немецких ребятишек, познакомились с меню, были приятно удивлены, увидев среди воспитателей представителей сильного пола, а также побывали на различных занятиях, которые проводятся с ребятами в течение дня (например, чтение, музыкальное занятие, подвижные игры на улице).

Поскольку группы расположены в небольших помещениях, нам было предложено разделиться на несколько подгрупп от двух до четырех человек, чтобы мы могли «интегрироваться» в занятие.  И вот наша мини-группа на музыкальном занятии. Ребята уютно уселись в кружок на полу. Воспитатели — рядышком с ними, в кругу. Музыкальный педагог (кстати, тоже мужчина), взяв пару аккордов на гитаре, спрашивает у ребят, что они хотели бы исполнить. При этом на каждую новую песню воспитатель обращается к другому ребенку. Таким образом воспитатели не навязывают детям какую-либо конкретную песню для исполнения, а дают возможность выбрать самостоятельно. Все песни, которые мы услышали на этом занятии, с огромным удовольствием были спеты ребятами. Помимо этого, они еще были и инсценированы, т.е. каждый ребенок мог выбрать себе роль согласно тексту песни — получался мини-спектакль.

Что нам очень понравилось в рамках этого занятия, так это то, что дети активно высказывают свое мнение при выборе песни или роли, на занятии полный порядок — нет шума, суеты, несмотря на разыгрывание песенок по ролям. В общем-то, многими нашими преподавателями, работающими с детьми (да что уж там — у взрослых такие песни-игры пользуются тоже большой популярностью), эта методика обучения языку через песню уже давно взята на заметку и активно используется на различных занятиях. Здесь очень привлекла атмосфера непосредственности. Оказывается, если ребенок сидит в уютном кругу на полу, а не на стульчике, это совсем не мешает ему качественно исполнить нужную песенку. Ведь сидеть во время исполнения он уже все равно не будет

Интересно было также узнать, что ребята из разных групп могут ходить друг к другу «в гости». То есть ребенок из группы «Золотые рыбки» вполне сегодня может сходить в группу «Джунгли» на какие-либо занятия. Для этого, правда, ему нужно сначала отпроситься у воспитателя своей группы, а затем попросить разрешения у воспитателя «гостевой» группы — может ли он или она сегодня придти на занятие в их группу. Ребенок может получить как положительный ответ, так и отрицательный. Но он не расстраивается в случае отказа, а принимает это нормально. Таким образом у детей воспитывается способность не бояться подойти и попросить о чем-либо взрослого, а также не бояться получить отказ.

После посещения детского садика мы отправились в так называемый семейный дом. Детский сад Sol-Lie и семейный дом представляют собой семейный центр, который оказывает поддержку и консультационные услуги родителям по вопросам воспитания детей. В семейном доме находятся младшие детские группы и ясли. Помимо консультаций мамы, например, могут придти на занятия по йоге.

Во второй половине дня нам представилась возможность посетить музей «Phänomenta». Этот музей был организован при поддержке педагогического университета города Фленсбург более 15 лет назад. Он представляет собой естественнонаучный центр, в котором, в отличие от, пожалуй, большинства музеев в мире, можно и даже нужно трогать экспонаты. Создатели этого музея ставили своей целью сделать естественные науки интересными, а главное — понятными для детей. А понятными они становятся за счет того, что многие процессы можно самостоятельно воссоздать, нужно только нажать на кнопку, потянуть за рычаг или подтянуть самого себя на канате (и это еще далеко не все!).

Феномен «Феноменты» заключается еще и в том, что музей занимает старинные постройки рядом с городскими воротами. И в здании самих ворот «Феномента» также разместила свои интересные экспонаты.

Второй день начался также с посещения детского садика. На этот раз мы посетили детский сад Kiki сети Adelby1. И вновь что-то новое и необычное для нас.

Анке Фибиг, специалист этого детского сада — языковой педагог (очень близко по содержанию выполняемых задач нашему логопеду), прочла нам лекцию о раннем обучении детей говорению и языку. Одной из особенностей этого детского сада является то, что он находится в очень многонациональном районе города и посещают его детки разных национальностей, которые, порой, еще совсем не владеют немецким языком. Задача педагога в данном случае, тем не менее, наладить коммуникацию с ребенком и между детьми. Анке показала нам различные методики работы с детьми при раннем обучении языку. Многое было представлено в виде наглядных пособий — книг или игр.

Лили Майнингер (приятным открытием для нас было то, что Лили уроженка Казахстана — можно сказать, наша землячка) поделилась с нами опытом работы на музыкальных занятиях с детьми младших групп. Особенно интересной для нас показалась тематическая подборка песен. На каждое время года или к каждому празднику у Лили собрана папка с подходящими по теме песенками. Папки достаточно ярко оформлены. Таким образом детям тоже интересно, листая папку, выбрать ту или иную песню.

Во всех садиках активно используется система жестового языка. Но  именно в этом саду наше внимание было акцентировано на ней. Суть этой системы заключается в том, что она изначально была разработана для деток с какими-либо трудностями в развитии. Впоследствии она была перенята для всех детей, т.к. то, что ребенок еще не может сказать, он может показать. Система представлена в формате большого количества карточек. На каждой карточке что-то изображено. Эти карточки повсеместно можно увидеть в здании детского сада. Например, картинка, изображающая указательный палец, приложенный ко рту понятна детям. И если воспитатель сделает тот же жест, ребенок его сразу же поймет. Без лишних слов.

Конечно, введение этой системы — процесс достаточно трудоемкий. Изо дня в день педагоги обращают внимание на одни и те же карточки, поясняя их детям, пока не возникнет привычка. Дети умеют «читать» картинки.

После посещения детского сада мы направились в здание ж/д вокзала, чтобы собственными глазами увидеть реальную ситуацию с беженцами. Согласно статистике, которая ведется во Фленсбурге с 9 сентября этого года, ежедневно на вокзал прибывает от 30 до 200 беженцев. Волонтеры постоянно работают на территории вокзала. Местные жители приносят еду и теплую одежду, подходящую по сезону.

Затем мы вновь отправились в детский сад — на этот раз KiWi (Kinder und Wirtschaft) все той же сети детских садов Adelby1. Особенностью этого детского сада является планируемый график работы — с 5:30 до 21:30 (в основном график работы детских садов этой сети с 8:00 до 14:00, иногда по особым причинам ребенка можно оставить до 16:00). Такой график работы позволит родителям, работающим на предприятиях по сменам, оставлять детей в любое время под присмотром воспитателей.

Сегодняшний управляющий данной сети детских садов — Хайко Фрост — рассказал нам о том, как возникла идея создания этой сети и в чем ее главная особенность. В 1970 году по инициативе родителей был создан первый детский сад для деток с отклонениями в развитии. Важным отличием было то, что такие детки посещают садик наравне с детьми без каких-либо отклонений. Таким образом, с самого начала взрослые не акцентируют внимания детей на их особенности и приучают быть терпимыми и доброжелательными по отношению друг к другу. 

После посещения этого садика мы отправились в Глюксбург, чтобы посмотреть замок династии Глюксбургов. Сама принцесса провела для нас экскурсию по замку и с огромной любовью показала нам свои владения, рассказывая о своих венценосных предках. Кстати, в династии Глюксбургов были представители, породнившиеся с представителями династии Романовых. Но передать то впечатление, которое оставило посещение замка, пожалуй, невозможно. Нужно увидеть всё это своими глазами.

  

 

А наша насыщенная программа продолжалась. И в третий день мы побывали на приеме в FUEV — Федеральном союзе европейских народностей. Вопросы национальных меньшинств на сегодняшний день занимают немалое место в общественной и политической сфере. И мы, как представители меньшинства российских немцев, также заинтересованы в соблюдении интересов различных народов и, конечно же, нашего. Встреча прошла в уютной атмосфере за чашечкой кофе со сладостями.

Но рабочий день в самом разгаре, и мы направились в ратушу на встречу с мэром  Фленсбурга— госпожой Светланой Крэтчмар. В рамках этой встречи обсудили возможности сотрудничества между университетом Фленсбурга и российскими вузами, поговорили о вопросах сохранения языка национальных меньшинств, а также о уже начавшемся партнерстве между городами Фленсбург и Омск.

 

 

 

Четвертый день начался заседанием языкового совета Самоорганизации российских немцев. В рамках заседания обсудили, все ли пункты протокола предыдущего заседания были выполнены, если нет, то каких корректировок они требуют. Были сделаны доклады о раннем обучении детей немецкому языку, коллеги поделились первыми впечатлениями о работе с комплектом «Deutsch mit Schrumdi», а также с уже знакомым многим преподавателям комплектом «Hans Hase». Речь также шла о стипендиях Гете-Института, проектных работах, выполняемых учащимися на участие в детских языковых лагерях в России и Германии, о скором старте (с 20 ноября) конкурса «Друзья немецкого языка», о работе Центров встреч российских немцев в регионах, о сотрудничестве Немецкого молодежного объединения и Международного союза немецкой культуры и многих других вопросах. Хочется отметить, что всё заседание языкового совета проводилось на немецком языке. На русский язык переходили только тогда, когда в дискуссию вступали российские участники, не владеющие немецким, и при этом в зале не было участников с немецкой стороны. В случае присутствия таковых, выполнялся перевод на немецкий и обратно для полноценной коммуникации.

После плодотворного заседания участники отправились в Данию, местечко Апенраде, Книвсберг. Там состоялась встреча меньшинств в библиотеке. Вновь была затронута актуальная сегодня в Европе и, особенно в Германии, тема беженцев. После беседы состоялся ужин, и представителям немецких меньшинств из разных стран удалось познакомиться и пообщаться.

Следующий день мы вновь провели в Дании. Теперь мы стали участниками большого праздничного мероприятия — Немецкого дня—2015. И вновь представители немецкого меньшинства собрались в одно время в одном месте. Были сделаны доклады о проделанной за текущий год работе, которые чередовались с творческими выступлениями разных музыкальных коллективов. Хочется отметить, что праздник проходил совсем в непривычном для нас формате. Но некоторые моменты были взяты нами на заметку. Мероприятие проходило в зданиях школы «Nachschule». В этой школе также учатся ребята, которые являются представителями разных меньшинств, проживающих на территории Дании.

Приятным дополнением праздника стала лотерея.

  

 

После завершения праздничных мероприятий мы были приглашены в гости Бригитой Хандлер (основательницей сети детских садов Adelby1) в настоящий датский дом, где провели очень приятный вечер, душевно общаясь под аккомпанемент рояля (супруг Бригиты исполнил для нас несколько прекрасных композиций).

Семинар подошел к концу. Каждый из участников сделал для себя определенные выводы о том, какие изменения произойдут в их работе с учетом полученных в рамках семинара знаний. А набралось их целый чемодан.

Большое спасибо организаторам семинара за предоставленную возможность принять в нем участие.    

 

Дарья Шмидт,

специалист по языковой работе ООНМ «Феникс-XXI Век», преподаватель курсов при ЦНК города Балаково