Продолжаем рассказывать о летнем путешествии Степана Синицы (Боссерта) и Глеба Каспера. Первую часть путевых заметок можно прочитать тут. Парни проехали на кабриолете от Москвы до Казахстана больше десяти тысяч километров, посетили два Немецких национальных района, побывали на настоящей этнокультурной свадьбе и проложили самый длинный «экскурсионный маршрут» #ПоСледамРН.

Четверг, 31 июля
Итак, к вечеру 31 июля мы с Глебом уже заселились в гостиницу в Новосибирске — городе, который наравне с Омском и Барнаулом является одним из процветающих центров российско-немецкого сообщества.
Выходит так, что история моей большой семьи связывает меня с множеством регионов Сибири и Урала, в том числе и с Новосибирском. Здесь до эмиграции проживали наши родственники с фамилиями Боссерт и Поль, и сейчас тут живёт моя кузина — Марина Вальтер, которая занималась отрисовкой карт для этой статьи.

Пятница, 1 августа
Конечно же, в Новосибирске живёт и множество членов самоорганизации российских немцев, знакомые вам имена можно перечислять долго. Именно с активистами НМО мы и встретились в ресторане на обед 1 августа. Мы обсудили как прошел этнокультурный проект «Национальная деревня», так и пожелали удачи организаторам следующего федерального проекта — «Этнокультурные языковые встречи», на котором участникам предоставляется отличная возможность попрактиковать свой родной язык в окружении людей, тоже владеющих немецким.
Август начался с отличной погоды, пошли на прогулку по городу, увидели новосибирские театры «НОВАТ» и «Глобус», а также знаковый собор Александра Невского. После этого мы пошли отдыхать— на следующий день нас ждала ещё одна дальняя поездка.
Суббота, 2 августа

Проснувшись утром, мы позавтракали и сели в машину. На этот раз точкой на навигаторе был Гальбштадт — районный центр Немецкого национального района в Алтайском крае. Чем ближе мы подъезжали к ННР, тем больше подсолнухов и сосен появлялось за окном, а с полей взлетали чернокрылые облака из ворон. Вскоре мы проехали поворот на Зятькову Речку, где в своё время жили мои родственники по фамилии Шультайс.
Уже к полудню мы доехали до Немецкого национального района и заехали на заправку в Подсосново. Тогда же я, ни разу не бывавший в ННР, позвонил моему другу Дмитрию Коробову, чтобы посоветоваться:
— Дима, привет! Я сейчас в Подсосново, подскажи, куда стоит заехать, что посмотреть?
— Штефан, привет! Есть минималистичная лютеранская кирха. А вообще, заезжайте ко мне в гости на обед, я тут.

Примерно таким коротким был наш телефонный разговор. Мы заехали за гостинцами к чаю и остановились у дома на улице Шнайдера. Нас уже ждала семья Коробовых, в роду которых среди предков из Поволжья, как оказалось, тоже есть Шнайдеры.
Мы очень уютно посидели: нас угощали традиционным нудельзуппе (супом из куриной лапши), вспоминали, как познакомились, поделились новостями и забавными историями и поняли, что не ожидали увидеться так спонтанно и именно в этом месте. Попрощавшись с семьей Коробовых, мы с Глебом поехали в Гальбштадт.

В райцентре посмотрели храм Дионисия Ареопагита, там же находился Музей истории Немецкого национального района. В этом музее можно увидеть интерьер типичного немецкого дома с мебелью и утварью, коллекцию рукоделия хозяек и экспозицию об истории и жизни местных российских немцев.
Что касается истории переселения, первые колонии немцев на Алтае основали меннониты из Запорожья. После депортации в 1940-х к ним присоединились лютеране и католики из Поволжья и Причерноморья, а в 1990-х во вновь образованный ННР переехало множество немцев из Казахстана.
Конечно, упоминая Гальбштадт, нельзя обойтись без упоминания их мясной продукции «Брюкке» (Brücke — мост). Колбасу местного производства по просьбе семьи и друзей я вёз, возвращаясь домой.
Выехав из Гальбштадта, мы поехали на озеро Яровое. Оно по солёности находится наравне с Мёртвым морем. Отдохнув на пляже пару часов, мы поехали обратно в ННР — в селе Протасово нас ждала на ужин семья Эмануэллы Фризен, с которой мы незадолго до этого вместе были на проекте «Национальная деревня».
У ворот дома нас встретила семья Фризен. Родители Эмануэллы — меннониты по происхождению, они переехали в Протасово из Казахстана в 1990-х, когда был восстановлен национальный район. Вскоре они уехали в Германию, где прожили около десяти лет, после — вернулись обратно в Протасово.

За ужином мы успели обсудить всё: от истории наших семей и судьбы российских немцев сегодня до предпочтений в национальной кухне. Мы поблагодарили семью Фризен за гостеприимство и выдвинулись обратно в Новосибирск, куда прибыли к раннему утру.
3-5 августа
В эти дни мы были в Новосибирске и провели время достаточно спокойно и размеренно: высыпались, исследовали город вдвоём и в компании друзей. В крайний день посетили «Мира Парк» в пригороде Новосибирска. Это футуристическое место в 20 км от города, в него вписаны необычные архитектурные памятники, босоногая дорожка, мини-ферма и множество других объектов.
Среда, 6 августа

Мы выселились из гостиницы и заехали в деревню Неудачино (Neufeld) на самом западе Новосибирской области, в которой были совсем недавно во время проекта «Национальная деревня».
Там нас встретили наши друзья: Иван Панкрац, заведующий Центром немецкой культуры деревни Неудачино, Зара Тевс — учительница немецкого в местной школе, и Дмитрий Панкрац — двоюродный брат Зары и по совместительству её ученик. Мы привезли с Алтая колбасу «Брюкке» в качестве угощения и пообедали за большим столом. В свою очередь, местные угостили нас вкуснейшими арбузами.

А еще мы сыграли в игру «ремешок» (Reume). Эта игра проходит среди группы участников, выстроившихся в круг парами. Один игрок остаётся вне пар, а в центре круга располагается ведущий с ремешком в руке. Суть игры заключается в следующем: ведущий ударяет свободного игрока ремнём, вынуждая последнего назвать имя кого-то из стоящих в кругу. Однако бежать от ведущего предстоит не названному игроку, а его соседу, которому придётся быстро среагировать, увернуться от удара и прибежать к свободному игроку. Это старая традиция, бытовавшая во многих меннонитских сёлах и сохранившаяся в Неудачино, которая позволяет повеселиться и выпустить пар и бытует также среди молодого поколения.

После игры мы ещё поговорили и сфотографировались на память у ЦНК. К вечеру мы приехали в Омск, погуляли с моей семьёй и легли спать, готовясь к выезду в сторону Уральских гор.
Четверг, 7 августа

Выехали из Омска в Тюмень. В этот раз мы никуда не торопились и ехали тем же путём, что и ранее. Остановились в Ишиме на полпути. К позднему вечеру мы доехали до Тюмени.
В Тюмени также исторически проживало много немцев, и сейчас там достаточно активная немецкая молодёжь, представители которой всегда есть в числе участников на проектах НМО.
Пятница, 8 августа

В Тюмени мы были один полный день — 8 августа. Мы провели его с нашим одногруппником из академии — Вячеславом, который приехал на лето погостить в родной город. Мы прогулялись по центральной пешеходной улице Дзержинского и по набережной. То, что в составе Тюменской области находятся северные Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, в которых расположены крупнейшие месторождения нефти и газа в России, также заметно в колорите города. К вечеру мы съездили на горячие источники, которыми славится область, но решили искупаться именно в прохладном озере рядом.
Суббота, 9 августа

Утром поехали в другой район Тюмени на техосмотр, удостоверились, что с автомобилем всё в порядке и устранили неполадку. Днём мы выехали в сторону Екатеринбурга — столицы Урала. К позднему вечеру мы достигли цели. После депортации множество российских немцев оказались именно в этих краях. Мой прадед Антон Боссерт в своё время был в трудармии в Нижнем Тагиле, наши родственники Штайерты до переезда в Москву жили в Карпинске, а дядя Гарри Клатт родился в городе Асбест. В этот раз мы не посетили вышеперечисленные места и ограничились только Екатеринбургом. Тут мы прогулялись по улице Вайнера, площади 1905 года, а также по живописной «Плотинке» (Исторический сквер у плотины Городского пруда на реке Исеть).
Воскресенье, 10 августа
Проснувшись рано утром 10 августа, мы выехали на трассу М12 и поехали в сторону Башкортостана. Сюда мы ехали тоже не просто так. В Благоварском районе этой республики находится самый западный район компактного проживания российских немцев. Там к обеду в селе Пришиб (Neu-Prischib) нас ждала в гости председатель НМО Нелли Артес вместе с мужем Русланом и их сыновьями Роланом и Аланом. Предки семьи Артес, как и всех немцев в Благоварском районе, перебрались в этот район из Причерноморья в конце XIX — начале XX веков.

На обед Нелли приготовила нам нудельзуппе и кихеле. Кихеле на местном диалекте — это то, что поволжские немцы привыкли называть креблями (Kreppel), а на южнофранкском диалекте моей семьи мы называем это блюдо «таракихле». В честь материнской колонии Пришиб (Alt-Prischib) в Причерноморье были названы башкирский и омский Пришибы. Меннониты Урала называют диалект немцев Благоварского района швабским или франкским. Однако местные немцы чаще всего зовут этот диалект Lutherisch (лютеранский) или Katholisch (католический) в зависимости от села.

После обеда мы проехались по окрестностям. В Пришибе мы посмотрели лютеранскую кирху и дом культуры. В соседнем католическом селе Алексеевка (Waldheim) мы увидели местную католическую церковь Успения Богородицы (Mariä-Entschlafens-Kirche) и дома, построенные для немецких, австрийских и швейцарских монахинь. После этого мы ненадолго заехали в опустевшее село Нейфельд. Услышать истории о районе и семье из уст Нелли, как человека, выросшего в этом месте, было крайне интересно. В том числе мы обсудили, чем отличаются немецкие дома от домов народов Поволжья. Самое заметное отличие — у немцев вход всегда сбоку, со двора; так строили и в Пришибе, и в Келлеровке в Казахстане, и во многих других колониях российских немцев.

Потом мы вернулись в Пришиб и провели вечер уютно — за чаем и тёплыми разговорами со всем семейством. В этом доме в Пришибе, который раньше был домом омы (бабушки) Нелли, семья Артес живёт только летом, а основную часть года проводит в Уфе.
Ближе к ночи мы выехали в сторону Дюртюлей и оттуда поехали к Набережным Челнам. У придорожного мотеля-ресторана в Татарстане, недалеко от Поисево, стоящего на М12, мы остановились отдохнуть. Здесь произошла очередная интересная история за эту поездку.
Глеб остался в машине, а я пошёл подышать свежим сумеречным воздухом. Между фурами я увидел гуляющего кота. Из интереса я подозвал его к себе. Он подошёл, я взял его на руки и посадил к нам в машину. Я оглянулся по сторонам, чтобы подумать, в честь чего можно назвать кота, — рядом был мотель «Сафар». Решил, что назову Сафар. Глеб на этом моменте решил проверить, точно ли это кот, как я заявил. Оказалось, что кот — вовсе не кот, а кошка. Пришлось выбирать новое имя. Я решил, что всё-таки оно должно быть немецким. Решено — будет Эдна. Эта прекрасная кошечка проехала с нами ещё 1300 км по нашему витиеватому пути до Москвы.

11-12 августа

Итак, в полдень 11 августа в Набережных Челнах я заехал в ветеринарную клинику, проверил здоровье Эдны и сделал ей прививку. Далее поехали в сторону Вятки — реки, начинающейся на севере Пермского края, проходящей через Киров и всю область, перед тем как впасть в Каму на востоке Татарстана. В Кировскую область мы ехали в городок Вятские Поляны, недалеко от границы с Татарстаном, на малую родину нашей одногруппницы Арины, которая пригласила нас посмотреть город, пока она гостит у своих татарских бабушек. Это был уютный город: мы прогулялись по центру, набережной Вятки и поужинали в ресторане. Вечером мы выехали обратно в сторону Казани, где провели ближайшие полтора дня.
Жили мы в Казани в гостинице в форме башни, и по городу гуляли втроём — я, Глеб и моя кошка Эдна на плече. Не хотелось всё-таки мучить её, возя в переноске, поэтому я посадил её на место штурмана. Казань — потрясающий город и по праву «столица Поволжья». О ней можно рассказывать долго. В Казани, конечно же, как и в любом другом мегаполисе России, есть немцы, однако в этот раз мы с ними не встречались. Немецкое посреди Казани мы однако встретили. У входа в Комитет развития туризма на улице стоял Дружбер. Дружбер — дружба + Bär (медведь). Дружберы — символ дружбы и сотрудничества русских, немцев и российских немцев. Эти мишки стоят в Берлине, в Москве у посольства Германии, во многих других городах.

Среда, 13 августа

Днём 13 августа мы выехали из Казани по М12 и вечером уже были в родной Москве. Это была интересная экспедиция, историей которой я хотел поделиться с вами: моими друзьями, моей большой семьёй и другими читателями. Я уверен, что это не последняя моя экспедиция.
Молодые российские немцы, я обращаюсь к вам: не сидите на месте, будьте активны и деятельны и обязательно помните свои корни!
P.S. Степан и Глеб не долго сидели дома, уже через неделю парни оказались в Волгограде, чтобы стать частью федерального проекта НМО. Об этом приключении можно почитать тут.
Благодарим дизайнера Марину Вальтер за помощь в создании карт путешествия.